ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Закрыть
Вход RSS

В 30-е годы дирижабли в Долгопрудном привязывали к деревьям

28 мая 2009, 13:22 Статьи Денис3
В 30-е годы дирижабли в Долгопрудном привязывали к деревьям

Одна из легенд о студентах знаменитого физтеха гласит, что 1 апреля 1985 года (а кто-то говорит - еще в 70-х) ночью на станции в Долгопрудном остановилась последняя электричка. И тут из ближайших кустов перед поездом появились некие таинственные люди. Каждый из них, пока состав стоял, покрасил черной краской несколько метров рельса, а потом эти странные маляры так же внезапно исчезли, как и появились. Машинист электропоезда со своей колокольни увидел следующее: из кустов вышла толпа людей, потом они убрались обратно, но вместе с ними исчезли и рельсы, поскольку из-за краски они перестали блестеть в свете прожекторов. Ошарашенный такой картиной машинист позвонил в диспетчерскую и сообщил, что дальше он ехать не может, так как у него из-под носа украли рельсы.

 

ул. Комсомольская вид от железнодорожной платформы
ул. Комсомольская вид от железнодорожной платформы

Легендарный физтех - один из главных символов Долгопрудного - появился здесь еще в те годы, когда город был поселком. Город Долгопрудный появился на картах в 1957 году. Но и поселок, само собой, появился не на пустом месте. Деревни и села стояли на этой территории уже в XII веке. Самой первой в документах упоминается деревня Хлебниково - еще в 1498 году, чуть позже - село Гнилуши, вернее, Стербеево на реке Гнилуше. В 1617 году впервые упоминается деревня Котово (Курлыково на р. Клязьме), потом - Павельцево, Собакино, Лихачево, Мысово.

С начала XVII века на месте будущего Долгопрудного уже появились усадьбы. Про самую известную из них - Виноградово - в писцовой книге 1623 года скказано, что «...думному дворянину Гавриле Григорьевичу Пушкину принадлежит деревня Виноградово...». Этот самый дворянин был предком Александра Сергеевича Пушкина. Роду Пушкиных имение принадлежало больше века, а потом его хозяевами были князь В.В. Долгоруков, М.Ф. Вяземская, А.И. Глебов,  Е.И. Бенкендорф. В конце XVIII века рядом с усадьбой построили Владимирскую церковь.

В 1900 году через эти места проложили железную дорогу сообщением Москва - Савелово. Сначала, в 1901-м, была построена станция Хлебниково, а через несколько лет - в 1914 году - неподалеку от усадьбы Виноградово появляется остановочный пункт «Долгопрудная». Платформу так назвали из-за прудов, которые находились вблизи села Виноградово - Долгих (длинных) прудов.

 

ул. Циолковского вид от площади Собина в сторону МФТИ
ул. Циолковского вид от площади Собина в сторону МФТИ

Октябрьская революция 1917 года, перепахавшая жизнь всей страны, завернула и в усадьбу Виноградово. Имение национализировали, на свет появился совхоз «Долгие пруды». В 1921 году на базе этого совхоза под руководством Научного института удобрений (НИУ) начали строить производственные и жилые здания для Долгопрудненского опытного поля (позже, в 1937-м, его преобразовали в Долгопрудненскую агрохимическую опытную станцию, а потом она стала называться именем известного советского агрохимика Д.Н. Прянишникова). Так на свет появлялся будущий город.

 

 Крылья для «ночных ведьм»

Но расти по-настоящему Долгопрудный стал после возведения первой в Советском Союзе опытной дирижаблестроительной верфи. Началось оно в мае 1931 года на участке земли западнее платформы Долгопрудная. Здесь же начали строить газовый завод и другие сооружения, которые были нужны для эксплуатации дирижаблей (будущий научно-исследовательский комбинат «Дирижаблестрой»). Вокруг станции Долгопрудная начинает разрастаться поселок, который, правда, тогда еще состоял из одноэтажных времянок и бараков. Из-за глинистой почвы в распутицу дорога становилась непролазной, поэтому основные пути поселка были выложены мостками из досок.

Однако уже к 1935 году, когда поселению присвоили официальный статус рабочего поселка под названием Дирижаблестрой, здесь уже были построены первые жилые дома, фельдшерский пункт, первая амбулатория, зубоврачебный кабинет, аптека, детская консультация, поселковая поликлиника, рентгеновский кабинет. Появились даже первая улица и первая проезжая дорога. Вместе с этим в поселке выросли производственные мастерские, балонный цех, эллинги - специальные крытые сооружения для постройки дирижаблей. С появлением эллингов стали строить и дирижабли. Правда, иногда, летом, дирижабли стояли прямо под открытым небом - их пришвартовывали к большим деревьям.

Верфь Дирижаблестроя строили и развивали на добровольные взносы граждан Советского Союза. В Фонд дирижаблестроения, несмотря на нелегкие времена, собрали 25 миллионов рублей, так что можно сказать, Долгопрудный возводили всей страной. Первый построенный здесь дирижабль участвовал в параде 7 ноября 1932 года на Красной площади. В 1936-м был построен дирижабль «СССР В-8», который с 1936 по 1938 годы совершил несколько беспосадочных полетов по маршрутам Москва - Ленинград, Москва - Горький, Москва - Воронеж.  Осенью 1937 года дирижабль «СССР В-6», построенный Дирижаблестроем, совершил беспосадочный полет по кольцевому маршруту Москва - Новгород - Белозерск - Горький - Ростов - Брянск - Курск - Воронеж - Пенза - Москва. Общее время непрерывного полета составило 130 часов 27 минут. Это был мировой рекорд.

Здесь же строили дирижабли для экспедиции знаменитого Умберто Нобиле, который в течение пяти лет работал техническим руководителем «Дирижаблестроя», читал лекции для студентов дирижаблестроительного института им. К.Э. Циолковского (ныне МАТИ). В 1936-м «Дирижаблестрой» был преобразован в завод № 207, который, достраивая последние дирижабли, потихоньку начал осваивать производство истребителей И-207, затем СУ-2. А поселок Дирижаблестрой вскоре, в 1938 году, стал именоваться Долгопрудным.

В годы Великой Отечественной войны предприятие № 207 выпускало  противотанковые мины, бомбардировщики Як-6, ПО-2. Последние знамениты тем, что на них бороздили небо летчицы единственного в СССР женского полка бомбардировщиков, получившие прозвище «ночные ведьмы».

Как студенты телевидение обматерили

После окончания войны бывший «Дирижаблестрой» постепенно перешел на строительство военных самолетов и ракетной техники. В 1951 году он получил название Долгопрудненский машиностроительный завод и стал крупнейшим  градообразующим предприятием города. Газовый завод в это время организовал производство органических красителей и стал называться Долгопрудненским химическим заводом тонкого органического синтеза (ТОС). Камнеобрабатывающий комбинат, созданный еще в 1937 году, после войны становится крупнейшим советским предприятием по производству изделий из естественного камня. Его продукция использовалась для облицовки стен Московского метрополитена, мостовых и набережных столицы, в строительстве высотных домов, для создания обелисков и мемориалов.

 

ДК "Вперед", 1967 год
ДК "Вперед", 1967 год

Такое бурное развитие в послевоенные годы сказалось на статусе поселка Долгопрудный: в 1953-м он стал районным центром Краснополянского района, а в 1957 году - городом районного подчинения в составе Мытищинского района. В 1978 году в Долгопрудном работали: кинотеатр, три Дома культуры, пять клубов, Дом пионеров и школьников, две музыкальные школы, 35 массовых библиотек с книжным фондом около 1,5 млн. экз. (свыше 50 тыс. читателей), городской парк культуры, шесть народных университетов (свыше 4 тыс. занимающихся), шахматный клуб, 10 школ, 29 детских учреждений.

В 1951 году в Долгопрудном создан Московский физико-технический институт (МФТИ), известный ныне как в России, так и за ее пределами. Институт был реорганизован из физико-технического факультета МГУ им. Ломоносова, образованного в 1946 году.  У истоков создания института стояли члены Академии Наук СССР, нобелевские лауреаты: П.Л. Капица, Н.Н. Семёнов, Л.Д. Ландау, С.А. Христианович.

Московский физико-технический институт - один из крупнейших научно-исследовательских центров России. С момента образования этого института основным принципом обучения в МФТИ стало непосредственное участие его студентов и аспирантов в разных научных исследованиях. Лаборатории и научные группы МФТИ выполняют научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в интересах Совета Безопасности Российской Федерации,

 

ДК "Вперед", 1975 год
ДК "Вперед", 1975 год

Федерального Агентства Правительственной Связи и Информации при Президенте Российской Федерации, Центрального Банка России, Академии Наук Российской Федерации, Министерства науки, других министерств и ведомств. Научные группы института принимают участие в многочисленных национальных и международных проектах. МФТИ иногда называют «русским MIT» (Массачусетский технологический институт) - настолько высокообразованными и востребованными являются выпускники этого учебного заведения. В 1995 году Московский физико-технический институт получил статус ​государственного университета.

Среди студентов физтеха гуляет еще одна забавная байка: будто бы особо светлые институтские головы рассчитали да и спаяли схему, которая создавала помехи в питающей сети всего студгородка и части города. Помехи эти создавались не как-нибудь, а так, что на экране включенного телевизора прямо поверх изображения была видна бледная тень общеизвестного непечатного слова. К сожалению студентов, дальше трансформатора подстанции такой сигнал не распространялся.

Сегодня в городе Долгопрудном проживает около 80 тыс. жителей, действует около тысячи предприятий и организаций, среди которых есть лидеры не только по Московской области, но и всей России. Больше половины предприятий занимаются наукоемким производством. Как ожидается, в ближайшее время Долгопрудный ожидает присвоения почетного звания «наукоград».

Справка

 

Герб Долгопрудного утвержден исполнительным комитетом городского Совета народных депутатов 13 июля 1982 года. Авторы герба - И. Губанов и В. Петров.Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером. 3 февраля 1997 года Постановлением № 97 главы администрации города утверждён герб города (по проекту И.Губанова и В.Петрова - 1982 г.)Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером.. Согласно Городскому нормативному акту №50-на «Решение о гербе муниципального образования город Долгопрудный» от 4 августа 2003 года (принят 22 июля 2003 года Решением Совета депутатов Долгопрудного № 79) введен новый герб города.

Теги:

4 комментария для:

В 30-е годы дирижабли в Долгопрудном привязывали к деревьям
S3img_14015342_20710_1_thumb
29 мая 2009
Я и сейчас свой дирижабель к дереву привязываю, что тут такого-то?
как_thumb
25 июня 2009
По поводу того, что Долгопа должна стать "наукоградом", дебаты ведутся давно, но увы... безрезультатно. Большинство дискутирующих считает, что городу незачто давать это звание. Так что...ждать еще долгонько.
3_thumb
26 июня 2009
Да что говорить, у нас вообще уникальный город, геометрический центр города находится на территории псих.больницы, а ещё у нас есть улица Московское шоссе, на которой нет не только шоссе, но и вообще проезжей части)))
86414_thumb
05 августа 2009
2 Мади, и что же даст этот статус "наукоград"? Престижность? Или очередную попытку прыгнуть выше своей головы. Посмотрите сколько у нас этих наукоградов, а толку что?!

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставьте комментарий без регистрации или войдите на сайт в «два клика» используя: Google Yandex Mail.ru Facebook Twitter Rambler Loginza MyOpenID Вконтакте